Главная Альбомы Отзывы Интервью Прог-рок Контакты

 

 

 

 

 

 

 

New album

The Ocean Of Unspoken Words

Order started ! www.rockcompany.nl

 

 

 

 

ВнизПрогрессив-рок

 

••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

 

Краткая история жанра и обзор наиболее значимых альбомов

с конца 1960-х по начало 1980-х гг.

> к списку статей    > на Главную

 

... Изначально термин «арт-рок» являлся по сути синонимом термина «прогрессивный рок», но впоследствии, в связи со значительным расширением стилистического разнообразия прогрессивной музыки, утратил свое обобщающее значение, и теперь, в основном, используется в более узком смысле. Тем не менее, споры о конкретном содержании термина продолжаются до сих пор. Считают, например, что термин «арт-рок» применим лишь к английским группам, потому что понятие прогрессивного рока появилось в США. Также к арт-року иногда относят только те группы, которые показывали на сцене театрализованные представления, широко использовали свет в выступлениях (Roxy Music, Kayak, Genesis). И все же, большинство авторитетных англоязычных изданий и музыкальных критиков так или иначе ограничивают применение термина «арт-рок» сферой деятельности прогрессивных групп, стремившихся к музыкальным экспериментам в рамках мэйнстрима. В качестве примера таких групп неизменно называют представителей легкого или коммерческого прогрессива, таких как Roxy Music, Дэвид Боуи, Barclay James Harvest и Be-Bop Deluxe.

Сразу следует оговориться, что существует, с одной стороны - понятие "прогрессивный рок" с его характерным подходом к музыке и ассоциациями и настроением, которые он пробуждает у слушателя, а с другой стороны - смысл самого слова "прогрессивный". Если следовать смыслу слова, то прогрессивными можно назвать всех тех музыкантов, которые активно экспериментируют, придумывают нечто новое, то, что до них никто (или почти никто) не делал, и которые играют необычную, неординарную в традиционном понимании музыку. В этом случае к прогрессивному можно отнести любое новое направление (даже панк! - это хоть и дикий, но эксперимент), а также найти прогрессивные элементы в творчестве очень многих музыкантов. Например, весьма прогрессивны многие альбомы Blue Oyster Cult и Queen 70-х годов, ранние Alice Cooper, Uriah Heep периода Байрона (их альбомы "Look At Yourself" (1971г.) и "Demons And Wizards" (1972г.) бесподобны!), ранние Magnum (стоит выделить их великолепные работы "Kingdom Of Madness" (1978г.) и "Chase The Dragon" (1982г.), наполненные средневеково-эпическим романтизмом). Группу Magnum можно отнести (в категорию со Styx) к AOR - коммерческой ветви прога.

Далее речь пойдет именно об уже более или менее устоявшемся понятии "прогрессив-рок" или "арт-рок", со сложившимися традициями и формами, хотя в данном случае они невероятно широки и всеобъемлющи...

Наиболее авторитетный интернет-ресурс о прогрессиве ПрогАрхивы (Progarchives.com) вообще игнорирует термин «арт-рок», используя вместо него два других, весьма близких по значению, термина Crossover Prog и Eclectic Prog. Под первым из них понимается более коммерческая прогрессивная музыка (Supertramp, Майк Олдфилд), а под вторым — некоммерческий прогрессив с размытыми стилистическими рамками и явным уклоном в сторону симфо-прога (King Crimson, Van der Graaf Generator).

В общепринятой, классической форме прогрессивный рок зародился с выходом альбома "In The Court Of The Crimson King" (1969г.) группы King Crimson - это показательный, знаковый альбом. Явной предтечей или преддверием прога можно смело назвать работу The Beatles "Sgt Pepper" (1967г.) - первый релиз, задуманный именно как цельный альбом, а не просто набор песен. На тот момент он явился воистину экспериментальным, нарушившим многие существовавшие правила в продюсировании и технике звукозаписи. В том же году вышел дебютник Pink Floyd - "The Piper At The Gates Of Dawn", хотя и ориентированный на песни (между тем, как коньком прога является упор на инструментальность), тем не менее ставший воплощением психоделии, творческого поиска и эксперимента. По-настоящему прогрессивный альбом Pink Floyd выпустили уже после ухода из группы ее прежнего лидера - автора песен, вокалиста и гитариста, "безумца" Сида Баррета. Им стал диск "A Saucerful Of Secrets" (1968г.). Начавший вести себя неадекватно Баррет, увлекавшийся опытами с ЛСД, фактически был изгнан из группы. Его заменил однокашник Сида, красавчик Дэвид Гилмор - менее харизматичный, чем Баррет, но более ответственный и музыкально-технически подкованный, более грамотно и технично владевший как вокалом,  так и гитарой. Самыми известными работами Pink Floyd считаются альбомы "The Dark Side Of The Moon" (1973г.) и "The Wall" (1979г.), хотя практически каждый диск Pink Floyd является ярким проявлением их творческой воли и прозорливости, а лучший, на мой взгляд - "Wish You Were Here" (1975г.)

Далее, как говорится, пошло-поехало. 69 и 70 годы стали поворотными и явили миру признанных классиков жанра арт-рок -Yes, Genesis, ELP, Van Der Graaf Generator, Gentle Giant. Каждая из этих команд, базируясь на едином духовном фундаменте, своим творчеством и характерной манерой исполнения излучает уникальную, яркую энергетику. Среди особенностей можно выделить: у Yes - мелодичность, интеллигентность исполнения, богатые вокальные гармонии; у Genesis - пронзительный лиризм, необычайная атмосферность, некоторая эксцентричность, надрывность, местами рефлексивность и даже истеричность; у ELP - горделивость, пышность и помпезность, явная приверженность классике, частые включения и интерпретации мотивов классических произведений, необычайная для рок-музыки техничность и виртуозность исполнения, словно слушатель наблюдает некое волшебное, завораживающее, но легко дающееся музыкантам, жонглирование нотами; Gentle Giant - мрачная, но волшебная и захватывающая потусторонняя полифония, а также "плавающая" мелодическая линия со сложными напевами и неожиданными поворотами.

1971-74гг. - золотое время прога. Эти годы выдались самыми урожайными на нетленную классику жанра арт-рока.

Итак, в это время увидели свет:

1971г. - "Tarkus" (Emerson, Lake & Palmer); "Pawn Hearts" (Van Der Graaf Generator); "Aqualung" (Jethro Tull).

1972г. - "Fragile" и "Close To The Edge" (Yes); "Trilogy" и "Pictures At An Exhibition" (Emerson, Lake & Palmer); "Octopus" (Gentle Giant).  

1973г. - "Selling England By The Pound" (Genesis); "Brain Salad Surgery" (Emerson, Lake & Palmer).

1974г. - "The Lamb Lies Down On Broadway" (Genesis); "Relayer" (Yes).

Хотелось бы особо остановиться на альбоме Genesis "The Lamb Lies Down On Broadway" с его очень сложными, гротескными, с множеством намеков, текстами. Это мифология прога! Музыка, которую можно постигать бесконечно, постоянно открывая в ней что-то новое и трактуя смысл уже по-иному. Этот шедевр многие считают не только вершиной творчества Genesis, но и вершиной прогрессивной музыки в целом. Ярчайший пример прекрасного безумства и гения, непредсказуемости и нестандартности, увлекательного мира, в который погружаешься с головой и еще долго не можешь вынырнуть. Печально, но именно на этом пике вокалист Питер Гэбриел, написавший все слова к песням альбома, навсегда покинул группу и занялся сольной карьерой.

Одним из самых достойных и влиятельных представителей романтической, излучающей светлое с грустинкой настроение, душевно-лирической ветви в арт-роке можно назвать группу Camel, пик творчества которой приходится на 1975-77гг - тогда они выпустили замечательные, образцовые альбомы: инструментальный, концептуальный "The Snow Goose" (1975г.), а также "Moonmadness" (1976г.) и "Rain Dances" (1977г.). В похожем стиле играла группа Caravan.

У отчасти авангардно-андерграундной, великой группы Van Der Graaf Generator, в которой музыканты использовали в общем-то нетрадиционное, помимо ритм секции, сочетание ведущих инструментов - орган (или пиано), саксофон и флейта (гитара задействована эпизодически, можно сказать, на вторых ролях, преимущественно как ритм) необходимо выделить великолепный альбом "Still Life" (1976г.) - небывало мощный, пронзительный и откровенный, обнажающий некую внутреннюю трагедию и лиризм. Не менее интересны последующая работа VDGG - "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" (1977г.), на которой в качестве солирующего инструмента очень удачно используется скрипка, а также предыдущий альбом "Godbluff" (1975г.).

Несколько отдельная ветвь прогрессивного рока - психоделия и спэйс-рок (или их компелляции и побочные ветви). Психоделию на заре своей карьеры культивировали Pink Floyd. А родоначальниками психоделического направления, наряду с некоторыми другими командами, можно назвать The Doors с их альбомами "The Doors" (1966г.) и "Strange Days" (1967г.). Замечателен альбом группы Love "Forever changes" (1967г.) - уникальная работа по утонченности и психологизму созданных на нем музыкальных образов. Безусловными королями космической психоделии являются Hawkwind (одна из лучших работ - альбом "Levitation" (1980г.)), однако их музыка во многом прямолинейна и даже примитивна, но в высшей степени экспериментальна и фантастически атмосферна. Известные прогрессивщики Eloy играют нечто среднее по стилистике между Pink Floyd и Hawkwind. В свое время группу даже называли "Pink Floyd для бедных". Уровень ее альбомов вплоть до 1983 года примерно одинаков. Пожалуй, наиболее интересны "Dawn" (1976г.) и "Time To Turn" (1982г.), хотя в данном случае это условно и субъективно.

В конце 1970-х гг. звукозаписывающая индустрия и музыкальная критика взяли на вооружение политику травли прогрессивного рока, перекрывая ему кислород и активно давая зеленый свет представителям панка, новой волны, диско и, чуть позднее, обновленного хэви метал. Впрочем, это не помешало арт-року уделывать "продвинутое" по части продажи альбомов и посещаемости концертов, хотя это обстоятельство замалчивалось официальными представителями музыкальной индустрии. Это был словно политический заказ, словно заговор, когда слово "прог" считалось чуть ли не ругательным. А ведь именно в конце 70-х (в самый разгул панка) и начале 80-х мастера прогрессива канадская группа Rush выпустила свои лучшие альбомы: "A Farewell To Kings" (1977г.), "Hemispheres" (1978г.), "Permanent Waves" (1980г.) и "Moving Pictures" (1981г.). Тогда же дебютировала Saga (тоже из Канады) с очень интересными, необычными (хотя и более попсовыми) альбомами "Saga" (1978г.) и "Images At Twilight" (1979г.). В 1977-м мегазвезды фолк-направления прога Jethro Tull подарили слушателям один из лучших своих опусов, невероятно атмосферный и романтичный альбом "Songs From The Wood", а Yes напомнили о себе вполне добротным "Going For The One", а через год - "Tormato". В 1978-м малоизвестная команда Visitor 2035 сотворила восхитительный одноименный альбом, наполненный космической аурой. В 1979-м Pink Floyd создали свой эпохальный "The Wall". А эпатажная хардово-рок-н-ролльная группа Kiss (кто бы мог подумать!!!) в 1981-м выпустила весьма харизматичный прогрессивный "Music From "The Elder"", который, кстати, был записан еще в первой половине 70-х и несколько лет пролежал на "полке".

Так что, жизнь прога продолжалась!

В середине 70-х поле деятельности прога захватило и США, где он приобрел более сглаженные и попсовые очертания, оформившись, в конце концов, в стиль AOR. Там, за океаном властвовали Kansas (в их дискографии нужно отметить "Leftoverture" (1976г.) и "Point Of Know Return" (1977г.)) и Styx (самый успешный альбом - "The Grand Illusion" (1977г.)), с их доступными, очень мелодичными песенными частями, перемежаемыми сложными, навороченными арт-роковыми инструментальными фрагментами. Примерно в том же духе, но еще более доступно, просто и "хитово" играли Boston и их ближайший конкурент Journey (первые отметились мощными дебютами с безупречными мелодиями и звучанием - "Boston" (1976г.) и "Don't Look Back" (1978г.), вторые выпустили больше альбомов, но средний их уровень пониже, а в дискографии сложнее выделить что-либо... скорее всего, это "Next" (1977г.), чарующий своей загадочной отрешенностью и легким налетом психоделии.

Кстати, современные прог-группы чаще всего, пожалуй,  в своей манере подражают именно Kansas и Rush. Но наибольшее влияние на нео-прог 1990-х-2000-х гг. оказали, судя по всему, Genesis. На них похожа и известная прогрессивная команда Marillion, которая приняла эстафету у корифеев жанра тогда, когда прог почти предали забвению - в 80-е годы (времена бурного расцвета heavy metal с его патлатыми красавцами в кожаных с металлом косухах, "казаках" и с чарующими, томными взглядами). Вершина творчества Marillion - очень прочувствованный и проникновенный альбом "Misplaced Childhood" (1985г.).

 

Виталий Киселев.

В статье использованы материалы журнала "Classic Rock".

 

> к списку статей   

> на Главную

Вверх

Главная | Альбомы | Отзывы | Интервью | Прог-рок | Контакты

 

Sunrise Auranaut - Progressive rock project. Official site.

© Copyright: Виталий Киселев, 2012-2017

Привет!